9 октября в 12:00 в Голубой гостиной Калужского музея изобразительных искусств (ул. Ленина, 104) состоится открытие выставки картины Бартоломе Эстебана Мурильо «Благовещение». Из собрания Государственного Эрмитажа.
Выставка станет центральным событием «Дней Эрмитажа в Калуге – 2025», которые пройдут с 9 по 12 октября.
Среди музеев мира Государственный Эрмитаж обладает самой крупной коллекцией европейской живописи, в том числе испанской школы. В Эрмитаже имеются шедевры всех прославленных испанских живописцев золотого века – Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Веласкеса и Мурильо. В музее хранится шестнадцать картин Мурильо, что говорит о глубоком интересе к его творчеству на разных этапах формирования собрания Эрмитажа.
Бартоломé Эстéбан Мурильо (1617–1682) родился и проработал всю жизнь в Севилье. Живописи учился у известного художника Хуана дель Кастильо (ок. 1593–1657). Молодой Мурильо быстро стал самым востребованным художником города. Щедро одаренный, не знавший трудностей ни в одном жанре, он первым из испанских живописцев широко прославился не только в Испании, но и за её пределами. В XIX в. Мурильо ценили в Европе выше всех испанских мастеров, сравнивали с Рафаэлем. В XX столетии, напротив, он почти не привлекал к себе внимания, но к концу столетия интерес к живописи художника снова возрос.
Главное место в творчестве Мурильо занимала религиозная живопись. Сюжеты христианской истории он трактовал близко к повседневности, образы святых в его работах приближены к обычным людям. Художник создавал также превосходные портреты и великолепные жанровые сцены, которые в современной испанской живописи были большой редкостью.
Картина «Благовещение» исполнена Мурильо в 1655-1665 годах и относится к зрелому периоду творчества мастера. Она написана на один из самых популярных сюжетов в христианской иконографии. В нём представлено евангельское событие, когда Архангел Гавриил сообщает деве Марии весть о том, что она ждет ребёнка – сына божьего Иисуса Христа. Иконография «Благовещения» представляет собой сложную систему символов и образов. отражающую смысл религиозного сюжета.
На правой стороне полотна мы видим Марию. Богоматерь сопровождают три ее традиционных атрибута. Корзина с шитьём и книга символизируют ее трудолюбие, мудрость, верность; белоснежные лилии олицетворяют чистоту и непорочность Марии. Левую часть полотна занимает архангел Гавриил, красивый юноша с одухотворенным лицом. Жестом левой руки он указывает на белого голубя. Сияющий ореол вокруг птицы говорит о том, что это Дух Святой. Еще выше, в небесных сферах, парят маленькие ангелочки, радость которых соответствует известию, принесённому ангелом.
Диалог Марии и архангела происходит в иллюзорном пространстве, где реальное соприкасается со сверхъестественным. Написанная с необыкновенным живописным мастерством, картина «Благовещение» принадлежит к лучшим произведениям севильского мастера, сцены в которых полны пленительной таинственности и гармонии.
Выставка продлится до 1 февраля 2026 года.
Ближайшие даты
Умоминания в новостях
Смотрите также

- 22 окт 19:00
- Инновационный культурный центр

- 20 окт 12:00
- Инновационный культурный центр

- 23 окт 19:00
- Инновационный культурный центр

- 24 окт 19:00
- Инновационный культурный центр

- 25 окт 18:00
- Инновационный культурный центр

- 26 окт 18:00
- Инновационный культурный центр

- 19 окт 11:00
- Инновационный культурный центр

- 19 окт 19:00
- Инновационный культурный центр

- 30 окт 19:00
- Инновационный культурный центр

- 7 ноя 19:00
- Инновационный культурный центр